Семисвечник менора – один из самых древних и самых почитаемых символов еврейской религии. Это подсвечник на семь свечей, который символизирует духовный свет, идущий из Храма. Но это не единственное символическое значение меноры. Семь свечей светильника отвечают семи дням творения. Также они символизируют семь дней недели. А еще некоторые раввины утверждают, что менора — воплощение дерева жизни из Эдема.
Как появилась менора?
Предания гласят, что менора сделана по указаниям, которые сам Всевышний дал пророку Моисею. Он повелел изготовить подсвечник из чистого золота с центральным стволом и шестью боковыми ветвями. Светильник нужно было сделать из цельного слитка золота. Мастер, при помощи специального инструмента, должен был отделить по три ветви подсвечника в одну и другую сторону от центра.
Такая задача показалась Моисею трудновыполнимой. Тогда Бог повелел ему бросить в огонь талант золота (мера веса, которая составляет около 26 кг). Моисей выполнил повеление, и золотая менора возникла из пламени сама по себе. Центральная лампада светильника горела постоянно. Она получила название «постоянная свеча». Другие шесть лампад зажигали каждый вечер.
Никому доподлинно неизвестна судьба первой золотой меноры. По земле Израиля прокатилось много войн и прошло множество завоевателей. Вероятней всего, золотой светильник стал военным трофеем. Но, несмотря на это, образ этого первого семисвечника навсегда остался в еврейской культуре. Изображение этого светильника запечатлено на гербе Израиля.
Археологические свидетельства
Древность происхождения меноры подтверждают не только священные тексты, но и археологические находки. Самые древние изображения семисвечника обнаружены на монетах царя Антигона II. Они датируются 37 годом до н. э. Также изображения меноры были найдены на фрагментах штукатурки при раскопках в Иерусалиме (относятся к 37-4 годам до н. э.), на глиняных лампах и солнечных часах (начало 1 века н. э.). Изображения несколько отличаются друг от друга, но основные составные части еврейской меноры четко видны на всех рисунках. Это центральный ствол, шесть расходящихся от него ветвей и основание в виде трех ножек.
Начиная со II века н. э. изображения еврейского подсвечника на 7 свечей становятся одним из главных элементов украшения саркофагов, стен синагог и гробниц. Семисвечник стал основным символом, олицетворяющим иудаизм. Очень скоро менора появляется не только на стенах синагог и ритуальных сооружений, но и на различных бытовых предметах: стеклянных и керамических сосудах. Таким образом, этот символ стал близок каждому представителю еврейского народа.
Несмотря на то, что менора – почитаемый священный образ, ее изображения не запрещается использовать в светской жизни. В современном Израиле семисвечник можно увидеть на монетах и марках, эмблемах предприятий, на рекламных плакатах и даже на шоколадных медальках. Древний символ органично вписался в нынешние реалии.
Современные меноры
По своему дизайну современные меноры очень мало отличаются от своих древних предшественников. Семисвечник часто служит источником вдохновения для дизайнеров. Они создают светильники, играя с формой и материалами. Но в быту наибольшей популярностью пользуются традиционные семисвечники, изготовленные из бронзы или латуни. Центральный ствол светильника опирается на массивное основание в виде шестигранника.
В нашем магазине вы можете купить семисвечники менора, которые украсят ваш дом. Эти светильники – символ единения еврейского народа и напоминание о его тысячелетней истории.